Умный поиск

Дидактическая игра - способ развить интерес к учебе

Сейчас разработано множество методик, призванных развивать интерес учащихся к освоению школьных дисциплин. Один из самых эффективных способов - дидактическая игра. 

Дидактическая игра - это понятие, включающее очень много граней и сторон. Является одним из методов обучения, так как выполняет все функции образовательного процесса.

Во-первых, способствует формированию теоретических знаний, мировоззрения, расширяет кругозор, позволяет приобрести навыки самостоятельной работы.

Во-вторых, при использовании дидактических игр у ребенка развивается память, мышление, логика, развивается познавательный интерес, формируется способность самовыражения.

В-третьих, дидактические игры выполняют воспитывающую функцию - так как, участвуя в игре, ребенок учится работать в команде, доверять партнерам по команде, пробует на себе различные функции, как лидера, так и исполнителя.

В-четвертых, побуждает ребенка проявлять инициативу, учит применять полученные теоретические знания на практике, развивает фантазию и умение мыслить аналитически.

Для учителя же использование дидактических игр в процессе преподавания позволяет с большей корректностью составлять мониторинг успеваемости каждого учащегося, следить за степенью усвоения материала. Кроме того, дидактические игры могут разнообразить урок, трудную тему объяснять в процессе игры, позволяет улучшить наглядность урока.

Игровые формы урока можно применять для всех типов уроков, будь то объяснение нового материала, закрепление или контроль качества знаний. Главным критерием выбора является направленность игры. Так, не стоит уделять слишком много времени на уроке играм, которые носят прикладной характер. И наоборот, весь урок можно построить на игре, если правильно продумать способ подачи материала.

Существует огромное количество классификаций дидактических игр, в зависимости от следующих признаков:

- по степени участия учащихся и учителя в игре,

- по степени насыщенности познавательным материалом,

- в зависимости от времени проведения игры,

- есть типы дидактических игр, разделенные по правилам (фиксированные или свободные).

А видов дидактических игр - безмерное множество. Это - и путешествие, и репортаж, и соревнование, и КВН, и сюжетные, игры - загадки, беседы, настольные.

Что должно объединять все игры, которые учитель применяет на уроках, так это их занимательность. Отобранные задания должны способствовать развитию логического мышления, развивать смекалку, сообразительность, умение работать в команде.

Следует отметить положительные стороны дидактических игр. В процессе игры ребенок не боится допускать ошибок, это способствует развитию доверительных отношений между учителем и учащимся, позволяет правильно скорректировать поведение ребенка, ориентировать его на познание духовных ценностей. Кроме того, работая в команде, дети учатся вежливому общению друг с другом, что создает атмосферу сотрудничества между детьми. Ну, и конечно, игры позволяют учителю насытить процесс образования динамикой, выявить пробелы в познаниях учащихся и правильно их скорректировать.

А самое главное преимущество игры, что учитель может завуалировать дидактическую задачу. Объяснение или закрепление материала скрыто от ученика. Он сосредоточен на правилах игры, а потому усваивает новые знания, умения и навыки непреднамеренно, не заучивая их наизусть, а наоборот, применяя непосредственно на практике. А ведь именно этот аспект - применение на практике полученных теоретических знаний и является самым трудоемким в процессе обучения.

Блок Поделиться

Xpert Gallery