Умный поиск

Практика применения игровых технологий на уроках

Традиция проводить уроки в форме игры, или включать некоторые игровые элементы в канву урока существует давно. В настоящее время, почему-то стало тенденцией, что игры применяются только в начальной школе.

А между тем, современное техническое оснащение школ в России дает возможность применять игровые технологии и в старших классах, используя, например, Интернет. С помощью игры можно очень доступно объяснить трудный материал. Кроме того, игры позволяют развивать коммуникативные способности ученика, создают условия для установления дружественной обстановки, учат навыкам работы в команде.

Методика предлагает следующие виды игр, которые можно применять в обучении:

1. Обучающие игры. Объяснение новой темы проводится в форме игры.

2. Тренировочные. Позволяют в непринужденной форме закрепить полученные знания по теме. Хороши тем, что ученики на практике применяют теоретические познания.

3. Воспитательные. Элементы такой игры, включенные в ход урока, призваны ориентировать детей на воспитание личностных качеств, правил этики и эстетики.

4. Развивающие. Особенно популярны в начальной школе, так как позволяют выявить особенности личности ребенка и в игровой форме закреплять необходимые навыки.

Выделяют также типы игр, которые различаются по своим характеристикам. Это - сюжетные, деловые, предметные, ролевые, имитационные.

При выборе той или иной игры необходимо четко продумать и спланировать тактику игры, определится с темой, продумать распределение ролей среди учащихся, время проведения.

Особенно важную роль играет обсуждение своих действий после окончания игры. Учащиеся могут проанализировать свои поступки и решения, выявить ошибки, поработать над их исправлением. Это позволяет развивать навыки самостоятельной работы.

Кроме того, немаловажное значение имеет и то обстоятельство, что прямая дидактическая задача в игре скрыта. Ученик не задумывается о том, что ему необходимо выучить то или иное правило. Весь процесс познания идет по ходу игры, неосознанно, а потому и более продуктивно.

Рассмотрим некоторые виды игр.

Игры-путешествия - один из самых популярных видов игры, на котором можно построить весь урок. Это может быть путешествие по стране, по географическим объектам, по книге, по разделу учебника и так далее. Действия учащихся будут определяться в зависимости от игровой роли: путешественника, который будет писать путевые заметки; туриста, который будет слушать объяснения гида (учителя); исследователя, когда ему самому придется искать решение поставленной задачи. Отличительной особенностью этого вида игр является ее динамичность. В ходе игры стимулируется познавательный интерес учащихся, развивается их воображение.

Интеллектуальные игры. Эти игры можно составлять по примеру популярных телевизионных передач - «Что? Где? Когда», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером?» и т.д. Учитель может наполнить игру необходимым содержанием или сориентировать ее по нужной теме. Удобны тем, что правила уже готовы. Кроме того, такие игры позволяют объективно оценить уровень подготовленности каждого ученика, выявить пробелы.

Игры-тренинги. Они построены на соревновании, а потому стимулируют познавательную деятельность учащихся, выявляют уровень их подготовленности и предлагают пути самосовершенствования. Тренинги удобнее проводить в старших классах, так как правила вырабатываются самими учащимися. Они же распределяют роли. Учитель может выступать как координатор, все остальное ложится на плечи учеников. Очень развивает навыки самостоятельной работы.

Таким образом, результативность применения игровых технологий зависит от систематичности их использования и от правильного выбора вида игры, необходимого на данном этапе.

Блок Поделиться

Xpert Gallery